Россия
План поступления
Войти
Направление «История искусств», код 50.04.03

История и теория христианского искусства

магистратура

О программе

Магистратура открыта для лиц с высшим образованием, преимущественно гуманитарным. Образование в магистратуре предполагает в основном самостоятельную научно-исследовательскую работу по написанию магистерской диссертации. На эту цель ориентированы и практики: учебная, научно-производственная и преддипломная, которые проводятся как в стационарных, так и в выездных формах.

Варианты обучения

Форма обученияПроходной балл
бюджет / платное
Мест,
бюджет / платное
Стоимость,
за год
Начало занятийСрок обучения
очно
— / —
3 / 4
293 000 р.
2 года
очно-заочно
— / —
— / 15
78 000 р.
3 года

Условия поступления

    • Конкурс портфолио
      Минимальное количество баллов – 40

    Дополнительная информация

    Уникальность обучения по этой программе состоит в постижении «скрытого смысла» произведений, наделенных сложной символикой. Искусство, предназначенное для Церкви и создаваемое Церковью на протяжении многих веков, можно понять только изнутри самой христианской традиции, чтобы тоньше чувствовать богословские аспекты искусства, овладев теми знаниями, которых зачастую не хватает даже очень хорошим светским специалистам. Высшим предметом изучения здесь является Прекрасное как отблеск Божественного присутствия в мире, в человеческой культуре. Поэтому искусство любой эпохи рассматривается с точки зрения способности рассмотреть это Прекрасное. Такой подход делает преподавание стандартных дисциплин уникальным, позволяющим студенту включить в образовательный процесс свой личный духовный опыт, предполагающий воцерковление всех сторон жизни наших студентов, готовящий их к живому искреннему и творческому участию в современной церковной жизни.

    В преподавании философии в первую очередь обращается внимание на историю формирования богословия и философии образа в древнегреческой философии, в патристической Византийской философии, в русской религиозной философии. На этот же тип образной связи ориентируется изучение теории искусства, помогающее различить, увидеть раскрытие образа Божия в творчестве того или иного художника. Либо, наоборот, оно помогает различить отклонение от этого образа, отсутствие его в художественных произведениях. Богословие образа, богословие красоты являются формирующими для изложения истории эстетических идей, истории эстетики в контексте Божественного Откровения, Священной истории.

    Значительное внимание уделяется спецсеминарам по византийскому и древнерусскому искусству, в результате чего наши выпускники хорошо ориентируются в тех произведениях, с которыми им преимущественно дальнейшем придется иметь дело в тех организациях, куда они поступают на работу. Спецсеминары проходят в разном формате: доклады по описанию и анализу памятников, реферирование значительных работ исследователей с дальнейшим обсуждением присущей им методологии и новых достижений, сообщения на различные темы с обязательной презентацией (учимся ее делать). Особый акцент ставится на работе с курсовыми работами: от выбора темы до доклада на семинаре и написания текста. Магистранты под руководством преподавателя учатся сначала самостоятельно искать литературу по теме, затем выявлять неизученные аспекты в теме, выстраивать план работы, и только после этого писать текст. Работа с текстом занимает немало времени, нередко после правок преподавателя студентам приходится перерабатывать текст, в процессе они научаются многим навыкам профессии.

    В похожем формате проходят и семинары по основным проблемам христианского искусства – иконоведению и христианской иконографии, которая на языке изобразительного искусства передает содержание христианского вероучения. Студенты узнают, как созданием композиций различных сюжетов руководила соборная Церковь, отбирая те «слова» и «выражения» иконографического языка, которые наиболее точно отражали догматическое учение об их содержании.

    Уникальный курс «Символ и аллегория в европейском искусстве Средневековья и Нового времени» служит для постижения «скрытого смысла» произведений, наделенных сложной символикой, наполненных аллегорическими фигурами. В процессе обучения магистранты постепенно входят в сферу религиозной символики, затем проходит изучение аллегорических циклов, широко распространенных в западноевропейском искусстве XVI – XVIII столетий и с конца XVII века встречающихся в России. Вниманию магистрантов предлагаются образы, широко распространенные в искусстве этой эпохи и имеющие особое значение для понимания смыслового содержания религиозного искусства, тесно связанного с богословием. Магистранты изучают образы Вселенной (символы светил, планет, знаков зодиака в христианской традиции), Древа мироздания и Древа Иессеева, а также символику цветов, плодов, животных, драгоценных камней. Пробуя свои силы в самостоятельном прочтении символики искусства, каждый магистрант готовит свою работу, которые совместно обсуждаются, что позволяет уточнить непривычные поначалу сюжеты и понятия, а также способствуют живому вовлечению учащихся в материал, представляющий общий интерес. В завершение курса учащиеся демонстрируют усвоение материала – композиции и образы, которые были еще непонятны им в самом начале обучения, интерпретируются вполне свободно. Магистранты показывают это, прочитывая сложные композиции произведений на заключительном занятии, посвященном самостоятельной интерпретации памятников.

    Не менее уникальный курс «Русское церковное искусство Синодального периода» строится на основе синтеза теоретических и практических подходов к освоению материала, основанного на достижениях современного искусствознания, и с учетом специфики церковного искусства. Этот подход позволяет готовить специалистов во всех областях церковного искусства, которые получают знания непосредственно от профессионалов в той или иной его области. В результате процесс обучения приобретает по-настоящему углубленный характер. Важная часть курса – ознакомление студентов с существующими методами научной атрибуции и экспертизы произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства, что является важной составляющей не только всех разделов курса, но и мастер-класса по атрибуции икон Синодального периода, который проводят известные специалисты в этой области.

    Исключителен и курс «Историзм в христианской архитектуре», где магистранты знакомятся с понятием искусства историзма как большого стиля европейского и мирового искусства XIХ – начала ХХ века. Его развитие основывалось на знании истории, значении исторических знаний в европейской культуре. Это уникальный свод знаний о происхождении неовизантийского стиля в Европе и его распространении в христианском зодчестве по всему миру. Но именно в России храмостроение в неовизантийском стиле обрело самый грандиозный масштаб как по количеству возведенных храмов, так и по высочайшему художественному качеству этих произведений. Здесь представлена универсальность византийских архитектурных идей, в которых символически отразились христианские представления о мироздании и, прежде всего, о Святой Троице, символически явленой в главных архитектурных и живописных образах византийского храма. Именно в силу своей универсальности, воспроизведение его форм в Новейшее время обрело актуальность в православной, католической и протестантской церковной архитектуре. Большое место уделяется вопросам синтеза искусств, взаимосвязям архитектуры и монументального искусства, литургическим предметам, которые создавались в гармонии с неовизантийским замыслом храмов.

    В процесс обучения входит посещение музейных собраний Москвы, где нередко проводятся лекции: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Московский Государственный объединенный музей-заповедник, музей Русской иконы, музеи Троице-Сергиевой Лавры. Также важно посещение текущих выставок самого разного плана, от выставок классического искусства до самых парадоксальных в своих концепциях (и не обязательно хороших) выставок современного искусства, посещение мастерских художников. Это тоже дает начинающему искусствоведу, для которого критический анализ — один из инструментов работы, навык формулировать вопросы к современному объекту искусства, точно выражать свой взгляд, несогласие, интерес, и т.п.

    Оставьте отзыв

    Учились здесь? Оставьте отзыв, и, может быть, это поможет другим в выборе. Кроме этого, из ваших оценок формируется наш рейтинг.

    Смотрите также

    Вузы Москвы по направлению «искусствоведение»