Мой город — Ярославль
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Тренды развития EdTech в России в 2019 году

EdTech — крупный, быстро развивающийся сегмент, посвященный использованию технологий в образовании. Если говорить об отечественном рынке, то еще на конференции EdmarketConf 2018 спикеры заявили о ренессансе российского EdTech. В этом году рынок технологических образовательных проектов достиг 30 млрд. рублей. Сергей Шедов, основатель и директор Московской школы программистов, рассказал, какие перспективы у этого направления, и обозначил основные тенденции его роста.
20 сентября 2019
Фото: eGuidry / Flickr / CC BY 2.0
Сергей Шедов,
основатель и директор Московской школы программистов

Цифровизация вузов

Долгое время вузовский сегмент в России отставал от общего тренда цифровизации: в ней преуспевали лишь несколько топовых столичных вузов. Сейчас же высшие учебные заведения стараются активно внедрять инновационные решения. Некоторые из них используют цифровые продукты и ПО отечественного производства. Наконец-то вузы начинают использовать AR-технологии: так, Московский Политех ввел навигацию в дополненной реальности для перемещения по кампусу. Финансовый университет при Правительстве РФ внедрил собственную систему прокторинга очных занятий.

Интересный пример использования технологий в учебном процессе показала Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. После тренировки её студенты заходят в кабинет с различными датчиками, которые снимают показатели физической деятельности. Далее для каждого из них система на базе машинного обучения подбирает подробную индивидуальную программу тренировок за несколько дней.

Внедрение технологий сейчас является важным фактором для поступающих при выборе учебного заведения. Образовательные процессы можно и нужно подвергать цифровой трансформации. Придя домой, студент должен иметь возможность зайти в информационную систему и открыть запись любого занятия, прочитать автоматически сгенерированный конспект и решить задачи для закрепления материала.

Государство также поддерживает процесс цифровизации вузов. Недавно стало известно, что искусственный интеллект будут использовать при отчислении российских студентов. В ЕГЭ планируется внедрять блокчейн.

Появление новых специальностей

Бурный рост образовательного рынка создает спрос на специалистов, которые смогут управлять этим процессом и направлять его в нужное русло, держа под контролем. До сих пор внедрение IT-решений в вузах происходит разрозненно, из-за чего существует множество проблем. Например, два факультета вводят программы для бронирования аудиторий в расписании, каждый — свою: данные в них разного формата. В ситуации, когда в здании одного факультета закончились свободные учебные помещения, технически невозможно будет переместить в этот корпус занятия второго факультета. В итоге администрации приходится делать большое количество работы вручную.

Решения по цифровизации каждого процесса в вузе должен принимать единый центр, чтобы данные хранились в одном формате и при необходимости могли быстро перемещаться из одного модуля системы в другой. Каждый из них при этом может отвечать за отдельные процессы, от инвентаризации до хранения информации о студентах. Помимо всего прочего цифровизация подразумевает, что весь объем данных переносится в электронный вид с бумажных носителей. Такую сложную задачу в любой сфере может решить только специалист, который досконально знает каждый процесс и ничего не упустит, при этом хорошо разбирается в технологиях. Сегмент образования остро нуждается в таких профессионалах, и сейчас по этой специальности стали создавать отдельные направления подготовки: в НИУ ВШЭ в этом году запустили магистерскую программу «Цифровая трансформация образования».

Lifelong learning

Тренд на обучение в течение всей жизни стремительно усиливается. Для современного человека совершенно недостаточно общего образования (начального, среднего и высшего). Дошкольников отдают на курсы и покупают им обучающие программы и игры. Для поступления в топовый вуз теперь необходимо знать и уметь гораздо больше, чем дается в обычной школе.

Студенты после пар теперь не только идут на работу, но и слушают в дороге образовательные подкасты, выполняют упражнения в специальных приложениях и всячески прокачивают свои знания. Становясь практикующим профессионалом, человек тем более не может прекратить обучение, иначе он быстро станет профнепригодным. Дополнительное профессиональное образование в странах Европейского союза получают более 43% населения от 25 до 65 лет, в странах ОЭСР — около 55%. Например, в Швеции реформа дополнительного профессионального образования активно финансируются государством и осуществляется поэтапно с 2011 года. Девять из десяти прошедших профессиональную подготовку и переподготовку получают новую работу уже через год.

С огромной скоростью развивается дополнительное онлайн-образование: в 2018 году россияне потратили на него больше 1 миллиарда рублей, и расти этот сегмент будет на 20% в течение ближайших пяти лет. Объем дополнительного профессионального образования в России в 2018 году вырос на 12,4% и достиг 104 миллиардов рублей.

Сегодня EdTech — это больше чем технологии в привычных образовательных процессах, это новый подход к обучению и к собственному развитию. Благодаря цифровизации образование стало для нас тем же, чем когда-то стали смартфоны и ПК — неотъемлемой частью жизни. Люди учатся офлайн и онлайн, в детском саду и на пенсии. Просвещение является приоритетной миссией как государства, так и частных компаний.

В Школе программистов с 2001 года учат школьников 3-11 классов программированию и информационным технологиям. Здесь готовят победителей олимпиад всероссийского и международного уровня. Выпускники школы поступают в лучшие технические вузы России и работают в ведущих IT-компаниях мира.
20 сентября 2019

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты