Мой город — Ярославль
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

«Действительно хороших сценаристов мало»

Александр Талал, сценарист, автор сценариев к фильмам «Дневной дозор», «Черная молния», куратор курса сценарного мастерства Московской школы кино — о том, какие качества необходимы хорошему сценаристу.
Анна Розова
Редактор проекта Учёба.ру
06 мая 2014
Александр Талал
Сценарист, куратор курса сценарного мастерства Московской школы кино. Закончил Калифорнийский университет в Беркли по специальности «Киноведение». По его сценариям сняты фильмы «Дневной дозор», «Черная молния», мультфильм «Звездные собаки: Белка и Стрелка». Автор детективного сериала «Ледников», вышедшего в 2013 году на телеканале «Россия-1».
Кто приходит учиться на курсы? Есть ли преимущества, допустим, у журналистов, которых среди сценаристов с каждым днем все больше?
 
Поскольку формат нашего курса — дополнительное образование, и, в отличие от обычного высшего, мы даём выжимку в виде самой профессии, без сопровождающей общей образовательной базы или обширного факультатива — в результате к нам чаще всего идут люди, которые уже имеют или получают первое высшее образование. И да, среди них нередко есть журналисты. Разумеется, они обладают рядом преимуществ. Во-первых, это изначально люди пишущие, то есть, владеющие языком (грамотность, стилистика), и умеющие с его помощью точно доносить смыслы на достаточно высоком уровне (и — нет, далеко не каждому носителю языка это подвластно). Во-вторых, люди личностно развитые и зрелые, они умеют думать и анализировать, видеть в материи жизни и творчества разные сосуществующие модели, правды, взгляды, мировоззрения. Конечно, я говорю о том, каков носитель этой профессии в идеале, и попадают к нам, мне кажется, как раз достойные ее представители. В любом случае, и владение словом, и аналитический ум, и разностороннее видение мира — все эти качества, несомненно, помогают стать сценаристом.
 
Сильна ли конкуренция, и насколько востребованы сценаристы сегодня?
 
Основным кормильцем сценаристов сегодня является телевидение; в этой сфере существуют как и интересные, амбициозные предложения, так и многосерийные низкобюджетные кошмары, на которых хорошему сценаристу долго работать просто опасно. Сценаристов не то чтобы не хватает; мне кажется, просто нет хорошего механизма связи между потенциальными заказчиками и авторами; наблюдается картина, в которой куча сценаристов ищут работу, куча продюсеров хотят предложить работу; но эти две компании бродят в поисках друг друга, и встречаются крайне редко.

 

сейчас Работает система «можете ли кого-то порекомендовать?»

А вот хороших сценаристов, действительно, мало. Хорошие часто и не нужны, к сожалению. Тем не менее, хочется верить, что предложение качества порождает и спрос на качество. Мы стараемся дать уникальные драматургические инструменты нашим студентам, отточить их использование на практике, и в итоге породить новое поколение авторов иного уровня — не только уровня профессиональной подготовки, но и уровня задумок, уровня владения профессиональным языком, уровня коммуникации.

 
Чем написание сценария принципиально отличается от любой другой литературной деятельности?
 
Если вкратце, то самое очевидное различие, конечно — визуальное мышление. Сценарий максимально направлен не просто на визуальные решения и образы, но и на выражение сложных внутренних процессов очень точными внешними (желательно активными — действия, поступки) проявлениями. Но это на поверхности; здесь еще и иные факторы, более сложные. Например, зрительское восприятие, зрительская идентификация, цикл проживания сюжета — в кино все эти вещи работают иначе, чем в случае романа или даже пьесы. И попытки сконструировать различные модели для создания крепкого, цепляющего сюжета фильма (трехактовые модели Филда и Воглера, многоактовые модели Макки, 22 шага Труби и пр.) не являются голливудским заговором, вопреки распространенным заблуждениям, и направлены не на ограничение творца, а на понимание, как дать зрителю цельный, удовлетворяющий его, цикл сюжетного проживания. Баланс событий, баланс персонажных черт, сфокусированность темы, соотношение начала, середины и кульминации, отсутствие провисаний или повторений. Важно чувствовать, если подытожить, гибкую логику киноязыка и уникального диалога со зрителем, который фильм ведет с экрана в течение двух часов.
 
Можно ли говорить о каком-то наборе отличительных черт и качеств талантливого сценариста?
 
Чувствование драматургически сильных идей (и, соответственно, их придумывание) — это одна из тех вещей, которым научить сложно, можно только отчасти, через примеры и обсуждение преимуществ различных идей. Ну и вторая главная часть профессии — как развернуть эту идею в сильный сюжет. Этому научить проще — сценаристу неплохо обладать хорошо развитым абстрактно-логическим мышлением, умением видеть свой сюжет целиком, видеть, как в нём соотносятся все части. Поскольку «талантливый» и «успешный» не всегда со знаком равенства, то вот еще ряд качеств, которыми следует обладать сценаристу, чтобы быть успешным: готовность учиться, всегда и у всех; понимание аудитории, умение выстроить отношения с коллегами по проекту; дипломатичность при отстаивании своих границ, как в творческих, так и в деловых отношениях; умение слушать и слышать; инициатива. Что бы мы об этом ни говорили, бизнес-составляющая в кино есть, и если притворяться, что это не так, можно навредить себе и своей карьере.
Анна Розова
Редактор проекта Учёба.ру
06 мая 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты